HD

Цыганский закон - (1997)

Смотреть фильм онлайн

Цыганский закон - (1997)
  • Год: 1997
  • Создатель кинофильма: Бенце Дьёндьёшши
  • Перевод : Многоголосный
  • Длительность: 93 мин. / 01:33
  • Рейтинг: 94.4
  • Актёры: Пирошка Мольнар, Umer Dzemailji, Берталан Баго, Виолетта Колева, Диляна Димитрова, Сами Осман, Михай Сабадош, Silvia Pincu, Янош Держи, Джоко осич
  • Страна: Венгрия, Германия, Болгария
  • Имя фильма: Romani kris - Cignytrvny
  • Описание фильма: Цыганский закон ( романо законо, романипэ )— термин, используемый цыганами для обозначения неписаного свода правил, которым цыган руководствуется в своих отношениях с членами цыганского общества и с людьми, к нему не принадлежащим [11] [13] .
    Цыганский закон можно условно разделить на три части: правила, регулирующие поведение внутри цыганского сообщества, правила, регулирующие поведение вне цыганского сообщества, и правила, общие для поведения в цыганском сообществе и вне его.
    В настоящее время, в каждой стране у цыган свой свод правил. Кроме того, свой цыганский закон у разных цыганских народностей может быть и внутри одной страны. Однако многие правила («ядро» Цыганского Закона) у разных народностей совпадают. Зачастую, законом называют только общие правила, а правила местные относят к обычаям.
    За соблюдением цыганского закона строго следят пожилые члены сообщества, чьё мнение имеет огромный авторитет. Все споры и преступления внутри цыганского сообщества разбирает цыганский суд, состоящий из авторитетных людей, не имеющих интереса в обсуждаемом деле. Самые страшные приговоры, выносимые цыганским судом— об отлучении преступника от цыганского сообщества или о признании его осквернённым (от отлучения «скверна» отличается тем, что со временем она «смывается», но всё время её существования «осквернённый» практически изолирован от общества). [11] У некоторых цыганских этногрупп изгнанному или изолированному («осквернённому») цыгану предварительно коротко остригают волосы, а мужчинам ещё и усы. У цыган России этот обычай не сохранился, однако они до сих пор избегают совсем коротких стрижек, традиционно считая их «несчастливыми»
    Цыганский закон в России [ править | править вики-текст ]
    В России проживает несколько цыганских народностей, и их правила местами расходятся, но в общем и целом цыганский закон для цыган России совпадает.
    Меньше всего правил для поведения в нецыганском обществе. Самое главное гласят: «при отношениях с нецыганами цыган должен придерживаться правил, законов и ограничений нецыганского общества». Кроме того, цыганский закон не поощряет, хотя и не запрещает, браков с нецыганами.
    На втором месте по количеству— правила, общие для отношений с цыганами и нецыганами. Сюда входит табу на такие действия, как убийство, изнасилование, нанесение серьёзного физического ущерба, создание условий, могущих привести к смерти, здесь же и правила общения с гостем, одинаковые для любой национальности последнего и предписывающие уважение и заботу о его комфорте.
    И, наконец, больше всего правил, регламентирующих поведение внутри цыганского сообщества, таких как выбор одежды, формулы и формы общения между цыганами, шаблон проведения основных праздников (религиозных, свадьбы ит.п.), набор профессий, «пристойных» для цыгана, ит.п.
    Один из основных законов цыганского сообщества гласит: «ни один цыган не может быть над другим». Это не отменяет наличие лидеров и представителей цыганского сообщества в нецыганском обществе. У цыган часто вызывает иронию стремление каждого гостя (особенно журналистов и милиционеров ) цыганского сообщества поговорить с «самым главным», «бароном». Если у табора есть негласно признанный лидер или человек, ответственный за общение с внешним миром, невежественного визитёра просто отправляют к нему. Если такого лица нет или оно отсутствует— к любому уважаемому члену табора. Часто таких лидеров или представителей для «чужаков» цыгане называют «баронами», будучи убеждёнными, что «чужак» другого названия, а также социального положения этого человека просто не в состоянии понять.
    Что-то вроде «баронов», таких, как их описывает нецыганский фольклор, есть только у котляров ( кэлдэраров ).
    Осквернение [ править | править вики-текст ]
    У большинства цыган мира сохранилось понятие «скверны» («пэкэлимос», «мархимо», «мэхавибэн», «магирибэн», «махарипэ»), связанное, в первую очередь, с нижней частью тела замужней или половозрелой женщины. Считается, что ниже пояса женщина «грязна», «нечиста» и контакт с ней может осквернить человека или вещь (естественно, исключением является контакт во время исполнения супружеских обязанностей). Контакт может быть не обязательно физическим, «скверна» женщины как бы «стекает вниз», и поэтому ей достаточно над чем-нибудь пройтись, чтобы «осквернить» это. «Осквернённая» вещь или человек также становится источником «скверны».
    Одежда, которая носится женщиной ниже пояса, и обувь автоматически считаются «осквернёнными». Контакта этих вещей с людьми, едой, некоторыми мужскими вещами тщательно избегают. В качестве предохранения от «скверны» цыганка может носить передник (если ей приходится носить, например, самовар или большую кастрюлю, прижимая к себе). Поэтому в женский национальный костюм у многих цыган мира входит большой фартук.
    Избегание «осквернения» считается одной из причин, почему многие цыгане предпочитают жить в небольших домах (деревенского типа). Даже если у этого дома два этажа, вход на второй женщинам запрещён, там убираются девочки и девушки. Более того, в дом, на втором этаже которого побывала женщина, эти цыгане не войдут, чтобы не оскверниться.
    У кочевых цыган посуда, еда и другая утварь, для которой опасно «осквернение», прятались в специальном багажнике кибитки или фургончика, в его задней части. В шатре эти вещи размещались как можно дальше от входа.
    Иногда понятие «скверны» касается только цыганских женщин, иногда— женщин вообще, иногда— только недевственных, иногда— всех половозрелых. В любом случае, «скверна» имеет для женщины и положительную сторону— даже асоциальный член цыганского сообщества остережётся избивать или оскорблять женщину, зная, что легко может быть «осквернён» по её желанию (например, женщина может ударить его по телу или лицу юбкой).
    Если цыган «осквернён», он временно исключается из жизни цыганского общества. Его не касаются и ему нельзя никого касаться, с ним не едят за одним столом. Через некоторое время, «почувствовав», что «очистился», «осквернённый» устраивает по этому случаю обед для всего табора или для соседей. Если они пришли, значит, тоже «почувствовали» его «очищение». Считается, что чем дурнее человек, тем дольше на нём держится «скверна», а с чистого сердца она сходит быстро.
    Если цыган попробовал скрыть, что «осквернён», или намеренно «осквернил» другого цыгана, то становится «осквернённым» навсегда и скорее всего будет изгнанным.
    У мужчин область ниже пояса тоже «нечиста», но область распространения «скверны» от неё меньше, чем от женской.
    Со «скверной» связаны смерть и рождение. Личные вещи умершего и вещи, которых касался умерший во время умирания, считаются нечистыми и хоронятся вместе с ним. То же касается вещей женщины во время послеродового периода: они «оскверняются» и уничтожаются. Причиной появления таких обычаев учёные считают санитарные соображения.
    Носителем «скверны» может быть и гаджо : бомж, преступник, алкоголик, заразно больной ит.п.
    У некоторых цыган к «осквернению» могут приговорить за плохой поступок (совершение преступлений, предательство или обман товарищей по табору, развратное поведение). В таком случае приговорённому могут обрезать волосы, усы и бороду, а потом одна из женщин табора ударяет его принесённой юбкой по голове или лицу. Такая «скверна» держится до тех пор, пока цыганское сообщество не простит вину оступившегося.
    Женщины крайне редко признаются осквернёнными (см. Папуша ).
    Цыганская система имён [ править | править вики-текст ]
    Полное цыганское имя состоит из трёх-пяти частей: официальное имя, «светское» имя, иногда— отчество, фамилия, иногда— прозвище этой ветви семьи.
    Официальное имя— имя, записываемое в документах, обычно оно выбирается, исходя из обычаев страны проживания, либо совпадает с именем, данным при крещении.
    «Светское» имя— это имя, используемое в обычной жизни, в общении с другими цыганами или нецыганскими приятелями. Оно может представлять собой:
    прозвище, характеризующее человека или напоминающее о некоем событии из его жизни («Ворона», «Водяной»; знаменитый проповедник Родни Смит использовал в качестве «светского» имени прозвище «Джипси (Цыган)» в память о том, как он был впервые приглашён произнести проповедь; его проповеди даже иногда публиковались под именем «Джипси Смит»),
    крестильное имя, если оно отлично от официального,
    имя на цыганском или экзотическом языке («Тагари», «Радж»),
    иногда «светское» имя может совпадать с официальным или являться сокращением от него (так, если «светское» имя Дмитрия— Мито, то его будут называть так не только в пять лет, но и в сорок пять, и это не будет проявлением неуважения; например, цыганский гитарист-виртуоз Александр Колпаков в цыганском сообществе обычно упоминается как «Саша Колпаков», несмотря на то, что находится уже в почтенном возрасте).
    Отчества обычно используются взрослыми цыганами бывшего ССС, в тех случаях, когда приходится прибегать к официальному имени, то есть при общении с государственными структурами, при формальном общении с другими представителями цыганского сообщества, на официальных торжествах ит.п. У котляров особая система отчеств, входящих в систему светского именования: котляр может иметь отчество по отцу, по матери или по ним обоим. В основном же цыганам мира хватает «светского» имени, которое употребляется ими даже с фамилией. Вежливое обращение к старшим в быту формируется при помощи слов «дядя» и «тётя», поставленных перед «светским» именем.
    Фамилии у цыган используются так же, как и у других европейских народов. Иногда, если фамилию носит очень большая семья или несколько семей, в быту к фамилии одной из семей или ветви большой семьи прикрепляется специальное прозвище. В России прозвища у большинства семей существуют безотносительно наличия однофамильцев, происходят от «светских» имён основателей рода или знаменитых предков и играют роль «светской» фамилии, то есть фамилии, имеющей официальный статус в глазах цыганского сообщества, но не используемой вне его. Так, писатель из рода Сапорони вне цыганского сообщества носит фамилию Петрович.
    Традиционная культура. [ править | править вики-текст ]
    Фольклор [ править | править вики-текст ]
    Цыганский фольклор очень разнообразен, на него оказал и оказывает культурное влияние фольклор окружающих народов. Тем не менее, у большинства цыган это влияние не привело к потере уникальности фольклора.
    Музыкальный фольклор цыган разнообразнее литературного, он оказал влияние на музыку, в том числе народную, многих народов мира. Наиболее известна музыка русских, балканских, карпатских, венгерских и испанских цыган.
    Литературный фольклор цыган состоит из песен (их текстовой составляющей), баек, до которых цыгане очень охочи, мифов, в том числе нерелигиозного содержания, семейных легенд, к которым цыгане относятся с большим почтением и очень стараются сохранить, пословиц и поговорок, а также сказок.
    Особенное место в цыганском песенном фольклоре занимают песни философского содержания, размышляющие или рассказывающие о цыганской жизни, культуре, духе. Помимо них, также популярны песни о любви, песни, посвящённые определённым событиям жизни, конкретным или обобщённым, шансон. Песни, написанные на танцевальные мелодии, как правило, не несут в себе особенного смысла.
    Самый популярный вид цыганских сказок— страшилки. Обычными персонажами таких страшилок являются ожившие мертвецы и упыри, что, похоже, является отзвуком фольклора индийских предков, а также мелкие духи вроде леших и домовых, многие имеют печальное окончание. Есть также и поучительные сказки, и сказки-анекдоты.
    Цыганский национальный костюм [ править | править вики-текст ]
    Есть несколько цыганских национальных костюмов. Их общая особенность— непременно закрытая область бёдер и колен.
    Костюм финских цыганок шьётся из бархата и похожих тяжёлых тканей, основной цвет— чёрный, с белой и светло-серой отделкой (вышивка, кружева ит.п.)
    Кэлдэрарский женский костюм состоит из непременных юбки и блузки. Блузка, как правило, с глубоким вырезом или запахом, без воротника; рукава могут быть разнообразных фасонов. Юбка, в зависимости от кэлдэрарской моды, может быть длиной «в пол», до щиколотки или до середины икры. В любом случае, по её низу традиционно проходит широкая, в четверть или треть длины юбки, оборка. Ткани традиционно берутся ярких, насыщенных цветов. У взрослой женщины костюм дополняется очень широким и длинным фартуком и головным платком. Для национального мужского кэлдэрарского костюма характерны шляпа, жилет или пиджак с крупными серебряными пуговицами, сапоги, рубашка и брюки покроев, принятых в Румынии в городах в XIX веке; мужской костюм сейчас уже не носится.
    Знаменитое монисто у котляров является заимствованным украшением, характерным для замужних женщин. Цыганки других этногрупп надевают монисто, как правило, для подчёркивания особого движения плечами в танце.
    На костюм русских цыган сильно повлиял костюм котляров. Женский традиционный наряд состоит также из юбки, рубашки с неглубоким воротом и большой шали-плаща с бахромой и цветочным узором, разнообразно драпирующейся вокруг туловища. У девушек по бёдрам может быть повязана шаль поменьше. В национальный костюм взрослой цыганки входят разнообразно повязываемый головной платок и фартук заметно меньше, чем у котлярок. Мужской традиционный костюм состоит из рубашки русского покроя ярких цветов, короткого жилета, свободных брюк, сапог и картуза, иными словами, практически совпадает с костюмом русских купцов XIX века, в среде которых русские цыгане, будучи торговцами лошадьми, много вращались. В настоящее время национальный костюм практически не используется, хотя вариации на его тему можно увидеть на артистах.
    Традиционный костюм английских цыган в мужском варианте практически не отличался от общеанглийского костюма. Для женщин же характерен был плащ с капюшоном яркого цвета, чаще всего —- красный, небрежно повязанный головной убор (чепец, шляпка, капор, платок), обычно жёлтый, летом вместо плаща— шаль, накинутая на плечи или перевязанная крест-накрест на груди.
    Для многих европейских цыган характерны фасоны, имитирующие лохмотья. Это связано с попрошайничеством как традиционным женским ремеслом, сопутствующим гаданию или мелкой торговле.
    Из украшений, у цыган популярны сделанные из золота перстни, у цыганок также браслеты и серьги, чаще всего без камней или с небольшими камнями. Женские серьги обычно с большим количеством свисающих деталей. У восточноевропейских цыган в большой моде наборы из восьми перстней примерно одной толщины, по перстню на каждый палец руки, кроме больших, обязательно различающихся узором.
    Интересные факты [ править | править вики-текст ]
    Знаменитые пышные оборки на платьях испанских цыганок — прямое следствие их полунищего существования. Когда подол юбки изнашивался до лохмотьев, цыганка аккуратно его подрезала и нашивала полоски ткани от старых платьев или из купленных «по дешёвке» в лавке обрезков ткани.
    Цыганский дом [ править | править вики-текст ]
    Невозможно выделить общие особенности устройства домашнего быта у всех цыган мира, поскольку обычаи и образ жизни их слишком разнообразны. Однако некоторые общие особенности у некоторых групп выделить можно.
    Ассимилянт [ править | править вики-текст ]
    Цыгане-ассимилянты устраивают дом так, как принято у народа, с которым они проживают.
    Второй этаж [ править | править вики-текст ]
    У разных цыган разное мнение о том, способны ли межэтажные перекрытия удерживать скверну. Так, русские цыгане и цыгане-евангелисты считают перекрытия достаточным препятствием. В их домах женщина может жить и ходить выше первого этажа, и цыганские семьи могут жить в многоквартирных многоэтажных домах. У многих других цыган это запрещено, поскольку перекрытия считаются недостаточно надёжным препятствием для скверны. Таковы взгляды, например, котляров.
    Частный дом [ править | править вики-текст ]
    Основной особенностью цыганского дома является наличие специального, очень большого помещения, возведённого часто в ущерб другим помещениям, называемого «залой». Зала нужна для вмещения большого количества гостей, предполагаемых в случае какого-либо праздника: семейного сбора, свадьбы, дня рождения. Обычно на такие праздники приглашаются все географически досягаемые родственники. Это помогает поддерживать контакт внутри большой семьи [14] .
    Цыганская кухня [ править | править вики-текст ]
    Кухня цыган-рома довольно проста. Чаще всего цыгане употребляют курицу, баранину, свинину. Особенно любят супы из свеклы, квашеной капусты. Северные цыгане предпочитают блюда из картофеля, южные также из кукурузы.
    Как и каждый народ, цыгане имеют и свои национальные блюда. С древних времён цыгане жили в лесу или около него, поэтому они питались на охоте пойманными зверями— зайчатиной, кабаниной и др.
    Особенное традиционное блюдо цыган— ёж (жареный или тушёный). Это блюдо цыган-синти, польских и прибалтийских цыган, связанное с длительной вынужденной жизнью в лесах во времена гонений на цыган в Европе.
    Цыгане любят острую пищу.
    Этикет [ править | править вики-текст ]
    У большинства цыган действует очень сложный этикет, состоящий из правил поведения, зависящих от пола и возраста человека.
    Так, в гостях и на праздниках женщины обычно сидят отдельно от мужчин: по разным сторонам стола, за разными столами или даже в разных помещениях.
    Представителям более младших возрастных категорий обычно запрещается употреблять алкогольные напитки при представителях старших возрастов или же предписывается спрашивать их разрешения. При этом имеет значение не фактический возраст (то есть это не просто запрет подросткам, например), а разница в возрасте и семейное положение.
    Во время праздников считается стыдным и невежливым по отношению к присутствующим сильно напиваться. Очень часто на праздниках «дежурят» молодые люди (которым всё равно нельзя пить при старших), в обязанность которых входит предотвращать конфликты и помогать празднующим соблюдать меру.
    Со стороны женщины считается невежливым проходить перед мужчиной, если можно обойти его сзади, и стоять спиной к мужчине, если он сидит.
    Гостя, по этикету, полагается накормить. Отказываться от угощения невежливо. Кроме того, считается, что в гости надо приходить с «гостинцем».
    Употребляется много специфических речевых формул для различных ситуаций. Их неиспользование считается невежливым. Как правило, они употребляются, причём именно на цыганском языке, даже при разговоре на русском или других нецыганских языках.
    Свадьба [ править | править вики-текст ]
    Свадьба считается одним из самых важных событий в жизни цыгана. Во-первых, она даёт переход к новому иерархическому статусу, когда цыган (цыганка) становится «молодым взрослым». Во-вторых, на свадьбах принято знакомиться с будущими женихами и невестами, свадьбы помогают поддерживать связь между близкими и дальними родственниками. Кроме того, свадьбы считаются отличным развлечением, поскольку дают возможность показать свои навыки в танцах и пении (к чему относятся с таким же азартом, как у других народов— к спорту), посплетничать, вкусно поесть. Свадебные видео очень популярны в цыганской среде.
    Свадьбе почти всегда предшествуют сватовство и/или обручение. Обручают будущих супругов официально родители. На деле, кто выбирает пару, зависит от возраста детей. У тех цыган, у которых принято жениться достаточно поздно, на деле дети сообщают о своём чувстве родителям с тем, чтобы они их посватали. У цыган же с обычаем раннего брака родители сговариваются о женитьбе детей без учёта их воли, поскольку дети, как правило, ещё слишком малы, чтобы задумываться над тем, с кем бы они хотели создать семью.
    У некоторых цыган ( крымских, балканских, некоторых кэлдэраров ) существует обычай выкупа невесты, что сказывается на судьбе молодой не лучшим образом, поскольку все ожидают, что она максимально быстро окупит (отработает) затраченные на неё средства.
    У котляров выкуп чисто символический, в виде золотых монет, специально хранимых или изготовленных (в виде копий монет XIX века) для этого [15] .
    У большинства цыган от невесты ожидается разрыв девственной плевы при первом половом контакте. Простынь с кровью от дефлорации принято показывать гостям во время празднования свадьбы.
    Похороны [ править | править вики-текст ]
    Похоронные обычаи разнятся у цыганских этнических групп.
    У некоторых цыган считается, что человеку на том свете нужно всё то же самое, что и в обычной жизни. Если умирает человек, то, в зависимости от его пола, родственникам или друзьям передают через гроб 3 предмета: икону (умер мужчина— мужскую, женщина— женскую), постель и ковёр (символизирует дорогу). Родные и близкие идут процессией от дома за гробом. На землю кидают платок— «дорога». Родным усопшего нельзя нести гроб. В гроб кладут предметы первой необходимости и спиртное (для встречи с родственниками). В доме на 40 дней завешивают зеркала. Близкие родственники усопшего не стригут волосы и не сбривают бороду в течение 40 дней. В течение года родственники держат траур, не посещают весёлые мероприятия, такие как свадьбы, дни рождения ит.д. Время пребывания в трауре зависит от того как скорбит родственник. Если человек сильно скорбит, то пребывание в трауре может продлиться намного дольше. По истечении 40 дней дают накрытый стол родственнику, в соответствии с полом усопшего.
    Музыка и танец [ править | править вики-текст ]

    Джаз-мануш (известен также как «цыганский джаз» и «цыганский свинг»)— направление в «гитарном» джазе, основанное братьями Ферре и Джанго Рейнхардтом. Соединяет в себе свинг и традиционную технику игры на гитаре цыган группы мануш. Помимо гитары, сольным инструментом в джаз-мануш может быть скрипка или аккордеон.
    Цыганский кинорежиссёр Тони Гатлиф посвятил цыганскому джазу фильм под названием « Свинг ».
    Другие музыкальные направления [ править | править вики-текст ]
    Taraf de Hadouks (Clejani)— лаутарский тараф, исполняющий румынскую народную музыку
    Шабан Байрамович ( серб. aban Bajramovi, Шабан Бајрамовић )— сербский певец цыганского происхождения
    « Les Pires » (Франция) [16]
    Mahala Rai Banda (Румыния)
    Джони Илиев (Болгария)
    Азис (настоящее имя— Васил Троянов Боянов)— болгарский поп-фолк певец цыганского происхождения
    Мартин Любенов (болгарский аккордеонист-виртуоз цыганского происхождения, Вена, Австрия)
    Пишта Данко — популярный в конце XIX века в Венгрии композитор и скрипач.
    Ронни Вуд (Ronnie Wood) музыкант из группы « Rolling Stones »— рок -гитарист Великобритания
    Ковач, Шандор — певец в стиле soul Россия
    Антощ Квик— певец в стиле soul Россия
    Ратмир Шишков — рэп Россия
    Жан Мелимеров— певец в стиле поп-музыка Россия солист группы « Премьер-министр »
    Михаил Жемчужный (младший)— металл Россия
    Алексей Дулькевич — шансон Россия
    Александр Марцинкевич — шансон Россия
    Вереш, Маришка — певица, и солистка группы « Shocking Blue » Голландия
    Александр Бердников— певец в стиле поп-музыка Россия — солист группы « Корни »
    Рустам Штар (Группа «Штар»)— поп-музыка Россия
    Золтан Фаркаш— группа « Ektomorf » грувтреш металл Венгрия
    Лакатош, Роби — скрипач, композитор, джазмен
    Цыганские исполнители традиционных джазовых направлений Россия :
    Валентина Пономарёва
    Нора (Леонарда) Иванова
    Борис Мелимеров
    Янош Шаркози
    Земфира Жемчужная (младшая)
    Жаклин Мигаль
    Театр и цирк [ править | править вики-текст ]
    Леонтенко, Гитана Аркадьевна — цирковая актриса, танцовщица на лошади [17] .
    Александр Панков— руководитель цыганского цирка 1930-е гг.
    Михаил Шишков— руководитель цыганского цирка 1970-х гг. Народный артист России
    Список действующих цыганских театров [ править | править вики-текст ]
    Ромэн
    Дром
    Пралипэ
    Романс
    Роматхан
    Бахтори ромэн
    Кинематограф [ править | править вики-текст ]
    Цыганский кинематограф появился в наше время и фактически находится в фазе зарождения. Известно на данный момент четыре цыганских кинорежиссёра: Тони Гатлиф, Дуфуня Вишневский, Роберт Лакатош и Виктор Демент.
    Наибольший вклад в цыганский кинематограф внёс Тони Гатлиф, цыган-кало, живущий во Франции: к 2009 году он снял уже 18 фильмов, часть из них— на цыганском языке. Стиль Гатлифа как режиссёра узнаваем и легко отличим.
    Дуфуня Вишневский, цыган-ловарь из России— автор только трёх фильмов, все три на русском языке. Его карьера режиссёра оборвалась из-за ранней смерти.
    Роберт Лакатош, венгерский цыган— автор одного фильма, « Везунчик »
    Виктор Демент на данный момент автор одного документального фильма на цыганском языке, «Цыгане есть цыгане» ( цыг. Рома исы рома ).
    Литература [ править | править вики-текст ]
    Цыганские поэты и писатели, признанные классическими [ править | править вики-текст ]
    Александр Германо ССС
    Вано Хрусталё ССС
    Папуша Польша
    Матео Максимов Франция
    Лекса Мануш Россия
    Михаил Ильинско ССС
    Иван Ром-Лебедев ССС
    Усин Керим ССС
    Николай Саткевич ССС
    Георгий Цветков Россия
    Михаил Казимиренко Украина
    Джура Махотин Россия
    Александр Булангиро (Алексеев) Россия
    Райко Джурич Югославия
    Василевский, Николай Александрович (поэт) Россия, ССС — Член Союза писателей.
    Изобразительное искусство [ править | править вики-текст ]
    Известные цыганские художники:
    Роб Гонсалвес
    Тамаш Пэли
    Давид Бээри
    Тамара Деметер
    Цыганская пресса [ править | править вики-текст ]
    Романі Яг— цыганская всеукраинская газета. Издается в Ужгороде (Закарпатская область) с марта 1999 года. Украина
    Шунэн ромалэ— цыганский журнал издавался Владиславом Петровичем Деметером в 1997—1998гг. Россия
    Романо кхэр— вестник Московского цыганского культурно-просветительного общества «Романо кхэр» издавался в 1998гг. Россия
    Цыгане России— журнал ФНКА (Федеральной национальной культурной автономии) цыган России в 2007г. Россия
    Рром п-о дром (Rrom p-o drom)— журнал Международного Союза цыган, главный редактор— Станислав Станкевич (Стахиро)— Президент Международного Союза цыган. Издается в Белостоке ( Польша ) с 1991г. ISSN 0867-4803
    Романы зоря, издавался с 1927 по 1930г. ССС
    Нэво дром, издавался с 1930 по 1932г. ССС
    Рома (Roma)— цыганский журнал Индия
    Дорога (o Drom)— цыганский журнал Испания ISSN 0920-7813
    Цыганские новости (Nevipens romani)— цыганская газета Испания
    Интерфейс (INTERFACE)— европейский международный цыганский журнал ISSN 1169-0984
    Информационный журнал (INFORMACIAQO LIL e romane uniaqoro)— цыганский журнал Югославия ISSN 0867-7883
    Кетано дром (KETHANO DROM)— цыганский журнал Венгрия ISSN 1216-8513
    Наиболее известные цыганские профессиональные журналисты:
    Александр Германо— печатался в «Романы зоря» и «Нэво дром» ССС
    Николай Панков— печатался в «Романы зоря» и «Нэво дром» ССС
    Ольга Панкова— печаталась в «Романы зоря» и «Нэво дром» ССС
    Станислав Станкевич (Стахиро)— главный редактор журнала «Рром п-о дром», Президент Международного Союза цыган с 2006г..
    Чалора Карат — журналы: «Рром п-о дром» Польша, «Цыгане России», «Шунэн ромалэ» Россия и многие другие издания.
    Лекса Мануш — «Рром п-о дром» Польша и другие.
    Райко Джурич— Экс-Президент Международного Союза цыган, журналы: «Рром п-о дром» Польша, «INFORMACIAQO LIL e romane uniaqoro» Югославия
    Адам Бартош— «Рром п-о дром» Польша
    Байрам Халити— «Рром п-о дром» Польша, «INFORMACIAQO LIL e romane uniaqoro» Югославия
    Джура Махотин — «Рром п-о дром» Польша
    Николай Василевский ССС, Россия — Член Союза журналистов. Публиковался в журналах: «Смена», «Дружба народов», «Студенческий меридиан», альманахе «Подвиг».
    Отношение к образованию и спорту [ править | править вики-текст ]
    Отношение к образованию [ править | править вики-текст ]
    Во времена кочевья многие цыгане считали хорошей идеей получать хотя бы начальное образование в сельских школах или в семье. Считалось, что ребёнок должен уметь читать и хорошо считать, в том числе уметь быстро выполнять арифметические действия, включая умножение и деление.
    Так, Ян Йорс отмечал, что по крайней мере мужчины у кочевых цыган- ловарей, с которыми он путешествовал, грамотны и пишут друг другу письма, пользуясь услугами самой обычной государственной почты.
    Писатель и проповедник Матео Максимов, происходящий из семьи кочевых котляров, был обучен грамоте своим отцом.
    В ряде этнических групп было принято отдавать детей в школы в период зимовки. В результате даже в довоенный период в таборах сэрвов, русских цыган и кишинёвцев насчитывалось немало грамотных людей. Интересно, что кочевые родители отправляли учиться не только мальчиков, но и девочек.
    Н.Вл. Бессонов. «Игры детей и молодёжи в цыганских кочевых таборах». Науковi записки. Збiрник праць молодих вчених та аспiрантiв. Том 15. Киiв, 2008. Рома в Украiнi: iз минулого в майбутнє. С. 57-72. Поскольку устный счёт был необходим для торговли, цыганские дети стремились как можно быстрее усвоить эти навыки. Научившись считать очень рано, они порой запоминали на всю жизнь точные цифры, даты и тому подобное. Приведу конкретные примеры. В 1933 году была проведена спецоперация по выселению кочевых цыган из окружающих Москву лесов. В результате облав многие таборы были отправлены в Сибирь в так называемые «трудпосёлки ОГПУ». Мне удалось найти несколько жертв этой акции. В частности, я взял интервью у В. Шаматульского, которому в момент задержания было всего шесть лет. Оказалось, мальчик запомнил дату (конец июня 1933 года), а также подсчитал, что цыган было приблизительно пять тысяч. Естественно, я задал Владимиру Викторовичу вопрос, каким образом он оперировал такими большими цифрами в таком малом возрасте. «Всё очень просто.— ответил мне пожилой цыган,— Я тогда как раз считать научился, и мне было интересно пробовать на разных примерах. Я пересчитал, что в нашем вагоне 35 человек. Потом пробежались с пацанами вдоль поезда. Посчитали, сколько вагонов. Перемножил— оказалось больше девяти сотен человек. А эшелонов было пять». Через некоторое время у меня появилась возможность проверить цыганские выводы по документам. В архиве сохранился рапорт от пом. начальника ГУЛАГа Плинера, адресованный зам. председателя ОГПУ Ягоде. Из документа следовало, что операция по выселению цыган действительно началась в конце июня, а точнее 28 числа. Подтвердились данные о числе эшелонов, а общая цифра депортированных оказалась 5470 человек. Таким образом, цыганский мальчик в подсчётах ошибся очень незначительно.
    Н.Вл. Бессонов. «Нарративные источники как один из информационных ресурсов цыгановедения». Науковi записки. Збiрник праць молодих вчених та аспiрантiв. Том 15. Киiв, 2008. Рома в Украiнi: iз минулого в майбутнє. С. 73-94. С оседанием, практика получения начального образования стала практически всеобщей в цыганской среде. Кроме того, в таких странах, как Россия, Украина, Германия и некоторые другие цыгане стали стремиться получать также среднее и высшее образование, что привело к образованию прослойки цыганской интеллигенции.
    Цыгане в спорте [ править | править вики-текст ]
    Наиболее популярны у цыган такие виды спорта, как разные виды спортивной борьбы, футбол и бокс.
    Бэнел Николицэ [1]
    Ковач, Шандор
    Эрик Кантона
    Христо Стоичков
    Рэйби Хоуэлл
    Иоганн Тролльманн
    Симау Саброза
    Рикарду Куарежма
    Андреа Пирло
    Рафаэль ван дер Ваарт
    Андре-Пьер Жиньяк
    Милан Барош
    Синиша Михайлович
    Деян Савичевич
    Рустам Аджи
    Цыганские праздники и фестивали [ править | править вики-текст ]
  • Качество: HD
  • Просмотры: 504
Онлайн кинофильм Цыганский закон - (1997)
Коментариев (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Admin, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Смотреть фильмы онлайн
КонтактыПравообладатели
Copyright © 2015