BD

Теорема Зеро - (2013)

Смотреть фильм онлайн

Теорема Зеро - (2013)
  • Год: 2013
  • Создатель кинофильма: Терри Гиллиам
  • Перевод : DVO
  • Длительность: 106 мин. / 01:46
  • Рейтинг: 82
  • Актёры: Дэвид Тьюлис, Мелани Тьерри, Лукас Хеджес, Тильда Суинтон, Мэтт Дэймон, Петер Стормаре, Бен Уишоу, Санджив Бхаскар, Дана Рогоз, Кристоф Вальц
  • Страна: Румыния, Франция, Великобритания
  • Имя фильма: The Zero Theorem
  • Описание фильма: Осень патриарха.
    ------
    Если случилось так, что Вы не видели фильмов Терри Гиллиама «Бразилия» и «Имажинариум доктора Парнаса», то «Теорема Зеро» может поразить насквозь. Вы попадете в будущее, где реклама бросается на покупателей в прямом смысле слова, работа превращает персонал в подобия даже не игроков, а игровых автоматов, и вечеринка, с планшетами и наушниками, ничем не отличается от толкотни в подземке. Бурлески и гротески заставят нас смеяться до тех пор, пока мы не осознаем, что мы сами уже находимся в таком будущем по колено. Это - будущее неопределенное, абсурдная, непредсказуемая, но прогнозируемая декорация театра одного зрителя.
    Этот зритель, нелюдимый Коэн Лет (бритый наголо Кристоф Вальц), живет в невостребованной ныне церкви, обращается к себе на «Вы», и страстно ждёт очень важного телефонного звонка. Коэн - ученый, хотя мы не услышим, где он учился, и в каких науках преуспел. Коэн демонстрирует нам все известные в психиатрии комплексы, кроме, пожалуй, мании величия. Он не мизантроп, но социопат и аскет, и ожидание звонка, похоже, единственное, что заставляет Коэна двигаться, питаться, дышать, даже ходить на работу, смысл которой скрыт как от работников, так и от работодателя. Таким образом, герой немного похож на каждого из современных горожан, чувствующих себя не в своей тарелке, ждущих невесть чего, пока вокруг бурлит никому не нужная жизнь.
    Невыносимое ожидание этого самого звонка приводит Коэна на пати, где таинственный Менеджмент (Мэтт Дэймон, седой и непроницаемый) является ученому, чтобы ничего не сообщить, как и подобает Борну в отставке. Тем не менее, жизнь отшельника постепенно начинает меняться. Неизвестно: к лучшему, или к худшему? Просто в жизни главного героя появляются женщина, неразрешимая задача и подросток, а количество абсурда переходит в новое качество.
    Так вот, если Вы вдруг никогда не видели «Бразилии» - у Вас дух захватит!
    Но что делать тем, кто видел «Бразилию» много раз, не говоря уж о тех, кто недавно пересматривал и «12 обезьян», и «Страну приливов», и «Барона нашего, Мюнхгаузена»?
    Для этих зрителей будущее «Теоремы» уже осталось в глубоком прошлом, в Оруэлловском 1984 году, а каждый из персонажей «Теоремы» - чей-то двойник. И вертлявая курьерша, и назойливый супервайзер, и Менеджмент, и свято-порочная эскорт-работница Бэйнсли (Мелани Тьери), и сам Коэн Лет тоже уже встречался нам раньше во Вселенной Гиллиама. Хотя, больше - нигде. Каждый из двойников обладает индивидуальными дефектами, говорит и совершает глупости с умным видом, и наоборот, оставаясь копией с очень яркого оригинала.
    Сюжет захватит на какое-то время, до тех пор, пока не придет ощущение, что здесь не персонажи пародируют пародию, а всё пространство сделано под копирку с классики. В середине хронометража мы раскроем тайну звонка и столкнемся уже с вопросами бытия и не-бытия, происхождения и гибели Вселенной, не меньше. К финалу мы вспомним, что такие вопросы лучше никому не задавать. Выйдя из кинотеатра, мы, скорей всего, будем молчать целый час без передышки.
    Мастер (которому, напоминаю, 73 года), тиражирует свои же остроты, и это все же лучше, чем повторять чужие глупости. Создатель «Теоремы» напоминает мне дедушку, который вырастил кучу внуков, и теперь повторяет им, всё те же разудалые истории, что и в годы их детства. Внуки морщатся и хмыкают, но дедушка не становится от этого менее любимым. Просто внуки необратимо выросли.
    ------
    Возвращение блудного Гиллиама
    ------
    «Теорема Зеро» - странный фильм. А чего вы ожидали от старины Терри Гиллиама? На самом деле, если попытаться его проанализировать, хотя бы поверхностно - смысл появляется, Гиллиам не Линч, он «бессмысленного» кино не снимает. Прежде всего, стоит отметить, что Гиллиам вернулся к жанру фантастической антиутопии. И на этот раз, она ближе к «Бразилии» (4), нежели к «12 обезьянам» (6,5). Нам показан некий мир будущего, где всё упорядочено и подчинено, где бизнесмены управляют пешками, в то время, как и сами, являются марионетками в более крупной игре, пусть это и не особо сковывает их руки и мешает финансовым делам. В этом ярком, но в то же время, тусклом мире где-то на задворках затесался Коэн Лет - ловец субстанций, компьютерный гений и просто социопат. Причём социопатия его достигла невиданных вершин психического расстройства, что наглядно выделяет его из общей серой массы, но не отменяет его функционирования в общей системе. В этом будущем, перенасыщенном красками будто в противовес внутренней серости и тусклости мира, угрюмый Лет в чёрном пальто шагает, в унисон его невзрачности, гармонируя с ним на одной волне, словно улавливая общую чистую и единственно правильную мировую бессмысленность, полный ноль, к которому идёт безостановочное стремление. Лишённый смысла жизни он обнадёживает себя ложными «мечтами», которые придумало его подсознание, дабы оградить Коэна от болезненных поисков осмысленности существования, и винит в недостатке информации о своём истинном предназначении неведомый голос в трубке.
    Фильм неоднозначен и может иметь множество трактовок. Это и индивидуальный внутренний поиск - не желание быть частью системы, если ты осознаёшь всю темноту окружающего; и повсеместная коммерческая глупость - бессмысленность прибыльных операций компаний загадочных масштабов; и глобальный пессимизм - ничтожность мира между двумя нулями «ещё и уже»; и романтизированное начало, дающее толчок даже такому погрязшему уму, как Лет и заполняющее его против его же воли. Перед нами очередной человек, бросивший вызов системе, как когда-то «бразилец» Сэм Лаури, человек который, наконец, собрался с силами и разбил свои мечты, смирился с безысходным возвращением в ноль и, кажется, отрёкся от бессмысленного мира, поддавшись течению в конечный пункт, в прямом смысле этого слова.
    Об актёрах - пара слов. Двукратный оскаровский лауреат, актёр, который мне искренне импонирует - Кристоф Вальц - не скажу что впечатлил, но справился, как всегда, без ошибок. Метт Деймон - очень несвойственная для него роль, непривычно видеть в подобном амплуа. Ещё в эпизодической роли засветился любимчик Гиллиама Петер Стормаре.
    Фильм в лучших традициях старых работ Терри, антиутопичен, депрессивен, с характерной операторской работой. Не плох, но не открывает новых горизонтов. В чём-то чувствуется некая наивность и простота, возможно, не хватает философской глубины из самых недр, либо я её просто не раскопал - настолько она глубока.
    ------
    But I`m a creep, I`m a weirdo. What the hell am I doing here? I don`t belong here.
    ------
    Будущее. В разрушенном храме перед огромным монитором компьютера сидит обнаженный человек, он не реагирует на окружающие звуки, ничего не видит, перед его внутренним взором разворачивается огромная вращающаяся воронка, зияющая черная дыра, пустота, затягивающая внутрь.. Телефонная трель возвращает его к реальности..
    Главный герой-Коэн Летт, в чудаковатом персонаже средних лет, с абсолютно лысой, как бильярдный шар головой, не сразу признаешь Кристофа Вальца. В своем добровольном заточении за работой он похож на зомби и лишь изредка в нем пробуждается жизнь, когда звонит телефон. Коэн Летт ждет, ждет всю свою жизнь этот единственный звонок, который изменит все и каждый раз впадает в ярость, когда осознает, что это снова не он.
    Мир снаружи оглушает какофонией звуков, красок, рекламных плакатов и обещаниями скрасить вашу жизнь. Коэн Летт уверен, что он болен. А большой Брат в виде всемогущего руководства непрестанно наблюдает за ним отовсюду, пряча красные мигающие глаза по углами, наблюдая за ним с распятия, не дает возможности отдышаться. А еще Коэна Летта больше всего на свете пугает «ничего». Он не ест пищу со вкусом, не пьет алкоголь, не посещает вечеринки, избегает людей, прикосновений, разговоров. Он как-будто бы и не живет вовсе, день за днем он ждет момента, когда ему откроется истина и вот тогда.. тогда он начнет жить. Коэн Летт проживает свою жизнь в ожидании жизни. А потом встречает Бейнсли.
    Теорема Зеро-это три персонажа:
    Девочка по вызову, которой так необходимо быть кому-то нужной.
    Мальчик-гик, который ни во что не верит, но так хочет верить в существование души.
    Мужчина, тщетно пытающийся решить загадку и неотвратимо сходящий с ума от ожидания.
    Каждый в своей маленькой виртуальной вселенной.
    Теорема зеро красивая футуристическая сказка о поиске смысла и добровольном отказе от него. Теорема зеро-возможность корпорации заработать на пустоте. Это практически новая прекрасная религия, проповедующая бесконечное ничто. Ни Земли, ни вселенной, ни загробной жизни, черная дыра, сужающаяся в точку. А если все бессмысленно, почему бы не скрасить эту земную жизнь, а заодно помочь дяде Боссу заработать немного денег? Вот так поиск смысла существования превращается в невероятный маркетинговый ход.
    -Мне всего 15,а мне уже нестерпимо скучно, а что если старость похожа на вечно повторяющуюся песню?
    -А может песня хорошая?
    ------
    Упорядоченный хаос приносит прибыль
    ------
    На этот раз прибыли ждать не приходится, даже моральной или духовной. Я нахожусь в замешательстве. О поисках смысла жизни - с разной степенью успешности и таланта - снято с вагон и меленькую тележку. И всё крутится вокруг одних и тех же неподвластных времени и переоценке понятий: бренность бытия, одиночество человека, вера или отсутствие оной в высшие силы. Но Гильям, как мне кажется, перемудрил. Скука смертная! Слишком надуманно, необаятельно, пусто. Думаю, всё это заиграло бы другими красками в другом пространстве - на театральной сцене.
    Вальц, без сомнения, замечательный актёр, и играет вдохновенно. Это его бенефис. Его герой находится в плену иллюзий, собственных представлений о мире. Ситуация почти безнадёжная. Но тут на помощь приходит «нимфа» - хотя, зачем ей это нужно - мне не понятно, и вытаскивает его скорлупы предрассудков. Он сопротивляется, но в итоге, видимо, прозревает. В том, что этот отшельник смог измениться я тоже не совсем уверен. Но смотреть на 2-часовые страдания престарелого Вальца - нет уж, увольте, это выше моих сил. Предпочту «Страдания молодого Вертера».
    ------
    Теорема
    ------
    Совсем недалекое будущее XXI века, точнее его середина. Лондон, охваченный силлогичным хаосом технократии, мегаполис, брошенный в пучину бесконечного многоцветного кислотного карнавала. Здесь нет более власти номинальной Королевы, строго контролируемая всесильным Менеджментом Анархия пришла в Соединенное Королевство. Сид Вишес был бы этому очень рад. Нет Бога, есть лишь неоспоримый и неумолимый мир виртуальной реальности, искусно заменившей собой жизнь реальную. Нериддикоподобный отшельник-хакер Коэн Лет, обитающий в заброшенной церкви под множественным прицелом гаджетов разной степени апгрейда, но отнюдь не полезности и ожидающий вот уже не один десяток лет телефонный звонок, благодаря чрезвычайной настойчивости Менеджмента соглашается разгадать «Теорему Зеро». Однако даже для такого гения, как Коэн, это задание оказалось практически невыполнимым.
    Впервые широко представленный в рамках конкурсной программы прошлогоднего 70-го Венецианского кинофестиваля, последний по счету полнометражный фильм знаменитого британского мастера эксцентрического иллюзиона и сатирического визионизма, а также и жанрового ревизионизма, вылетевшего из-под крыльев одного из самых культовых скетч-проектов ХХ века «Монти Пайтон» Терри Гиллиама, «Теорема Зеро» 2013 года по сути своей является завершающей частью неформальной антиутопической трилогии режиссера, начатой «Бразилией» 1985 года и продолженной уже в середине 90-х годов «12 обезьянами».
    Даже среди чрезвычайно богатого на разнообразные антиутопические видения и постапокалиптические кошмары 2013 года, «Теорема Зеро», ставшая едва ли не самым малобюджетным после откровенной маргинальной «Страны приливов» творением Гиллиама, которому для полноценного производства картины хватило лишь восьми миллионов долларов, 37 дней и скромных локаций в Румынии, однозначно воспринимается не столько как очередное пророчество и предупреждение современному обществу, сколь просто представляя из себя витиеватый и китчевый комментарий режиссера к реальности нынешней, без явных привязок к социополитическому положению и пристального, дотошного внимания к историческому контексту, вписанному в сюжетную структуру ленты схематично. Рассказывая о якобы далеком будущем, Гиллиам в «Теореме Зеро», обращая свой хитрый прищур в прошлое, проецирует настоящее, оставаясь верным своему яркому и самобытному стилю изощренного повествователя.
    «Теорема Зеро» - камерное, герметичное, даже в чем-то клаустрофобическое кино, лишенное аберратного масштаба основного действия и имеющее, в первую очередь, расширенную внутреннюю, а не внешнюю перспективу - искусно сочетает в себе художественные элементы как классических антиутопий «Мы» Замятина и «1984» Оруэлла(впрочем, концепция Большого Брата в фильме Гиллиама уже не столь однозначна; на всевидящее око тоталитарной компьютерной системы, технократической деструктивной для разума человека деспотии Гиллиам смотрит не под углом вселенского ужаса, а с эдаким черным юмором и прущим отовсюду гротеском), так и киберпанка, ибо не очень трудно разглядеть в ленте отсылки как к небезызвестной «Матрице»(хотя, конечно же, Коэн Лет куда как более внутренне зрел и необычен в пику Нео), так и к образцам японского аниме, из которого преимущественно и перекочевала отдающая стилем барокко и избыточного китча визуальная составляющая картины(мимишный развратный персонаж Мелани Тьерри есть в чистом виде японским фетишем, однако с душой, а не только жаждущим плоти и эмоций белым телом).
    Но едва ли «Теорему Зеро» можно назвать классической антиутопией, каковой, к примеру, была «Бразилия», выносившая приговор тотальной бессмысленной бюрократической машинерии. Фильм Гиллиама это в большей степени изобретательная философская притча, настроенная на привычную для режиссера волну «магического реализма» и обобщений в духе немецких экспрессионистических кинематографических воззрений вплоть до «Метрополиса» Фрица Ланга. Вместо типичного героя-одиночки большинства антиутопий, ставящих перед собой цель свержения диктатуры и построения веселого светлого будущего, Гиллиам избрал таковым колоритного социопатического фрика и отшельника, не столько Борца, сколь эдакого переосмысленного им кастанедовского Странника в поисках Истины и корпящего над вопросами мироздания, над обретением смысла жизни. Красочный мир, сконструированный Гиллиамом как демиургом, на первый взгляд есть воплощением законов логики и математических формул, требующих своего решения. Однако для Гиллиама такое состояние общества, существующего по механистическим правилам технократического фашизма, катастрофично - как и в недавнем дебюте южнокорейца Пон Чжун Хо «Сквозь снег» зритель видит мир, в котором нет Бога; он выброшен на помойку реальности и заменен суррогатом компьютерных симулякров. Совершенно неслучайно носящий ветхозаветное имя, герой Кристофа Вальца, который сыграл у Гиллиама чуть ли не самую свою вкусную роль в карьере, становится Пророком, который, разгадав заветную теорему Ноль, исходя из которой бытие человека есть не более чем набором случайностей и лишено явственной сути, будучи подчиненным лишь логическому автоматизму, способен эту теорему и ее апологетов в лице седовласого Менеджмента(в этой роли Мэтт Дэймон на удивление хорош и убедителен) и телевизионных лже-неофитов свергнуть, и приблизить свой замкнутый неуютный мирок к далекому, но столь желательному Раю, который, впрочем, находится тоже за пределами прозаической маскарадной реальности.
    Безусловно, идеологическое наполнение фильма едва ли страдает новизной. Фильм напрочь лишен тяжелых умозрительных решений, однако форма не подавила в нем содержание, картина смотрится легко, на одном дыхании, будучи более близкой не к серьезным философским кинополотнищам, а к эдаким игривым футуристическим и фантасмагорическим черным комедиям. Мир без любви спасет любовь, которую еще можно при желании пробудить даже среди всеобщей холодной машинерии и хаоса человеческого сознания, запутавшегося в мнимой реальности миллионов материнских плат, смысл жизни заключен в самой жизни, в каждом дне благополучного пребывания на Земле, не нужны никакие сложносочиненные постмодернистские теоремы. Смысл жизни по Терри Гиллиаму обретает в «Теореме Зеро» черты идей канувших в Лету хиппи, возродившихся гламурными хипстерами.
  • Качество: BD
  • Просмотры: 210
Онлайн кинофильм Теорема Зеро - (2013)
Коментариев (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Admin, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Смотреть фильмы онлайн
КонтактыПравообладатели
Copyright © 2015